Логотип ВЗФЭИ
Структура института
Звезды
Логотип ВЗФЭИ




Новости
Об институте
Факультеты
Кафедры




































Аналитические информационные системы
Аудита
Банковских технологий
БУиА
Высшей математики
ДКиЦБ
Иностранных языков
Истории экономики
Маркетинга
Менеджмента
Налогов и налогообложения
Права
Прикладной информатики
Региональной экономики
Статистики
Философии и социологии
Финансов, бюджета и страхования
Финансового менеджмента
ЭТиУП
ЭПП
ЭММиМ
Экономической теории
Приемная комиссия
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Дипломнику
Дополнительно
Аспирантура
Докторантура
Соискательство
Диссертационные советы
Научно - исследовательская деятельность ВЗФЭИ
Международная деятельность
Курсы ВЗФЭИ
Дополнительное профессиональное образование
Программа МВА
Консультации
Кураторство в ВЗФЭИ
Студенческая жизнь
Общение
Работа
Анкетирование
Контакты


rax.ru: число посетителей за сегодня















Внимание!
Вы находитесь на старом сайте ВЗФЭИ, который больше не обновляется и скоро будет закрыт.
Приглашаем вас на новый сайт ВЗФЭИ по адресу http://website.vzfei.ru/















Кафедра
Статистики



Дисциплина "Статистика"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ I-го ОБРАЗОВАНИЯ: все специальности
ДЛЯ СТУДЕНТОВ II-го ОБРАЗОВАНИЯ специальности: "Менеджмент организации"; "Маркетинг"; "Финансы и кредит"; "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Преподаватели: Кожевникова Г.П., Симчера В.М, Каманина А.М., Голикова А.В., Пуляшкин В.В., Лысенко С.Н., Дмитриева И.А., Татаркова Н.В.


Уважаемые студенты!

     Вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины - статистики, которая занимает важное место в системе высшего экономического образования как базовая дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного специалиста в области экономики и финансов.

     Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспобным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру, маркетологу необходимо владеть статистической методологией, т.е. знать основные методы и приемы изучения массовых данных, их сбора, обработки и анализа; понимать, как получены те или иные исходные данные, какова их природа; насколько они полны и достоверны; уметь обобщать их и оформлять в виде таблиц и графиков; уметь использовать различные статистические методы при решении конкретных задач анализа данных в сфере своей профессиональной деятельности.

     Методы и приемы, составляющие статистическую методологию, Вам и предстоит освоить при изучении курса статистики.

     В ВЗФЭИ учебный процесс по дисциплине "Статистика" включает:
  • лекционный курс,
  • практические знания,
  • выполнение курсовой работы,
  • выполнение компьютерной лабораторной работы.
     Представленные ниже информационно-методические материалы должны помочь Вам получить в целом представление о дисциплине "Статистика", служить Вам навигатором на всем протяжении изучения курса статистики, помочь наиболее результативно организовать работу по овладению статистическими методами, выполнению курсовой работы и лабораторных заданий. Исходя из этих целей, Вам предлагается ознакомиться со следующими вопросами:
  1. Значение статистки в жизни современного общества.
  2. Цели и задачи изучения статистики в экономическом вузе, ее место в системе подготовки современного экономиста.
  3. Учебно-методические материалы, используемые при изучении статистики.
  4. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов над лекционным материалом, выполнению курсовой работы и лабораторных заданий.

     1. Значение статистики в жизни современного общества можно емко выразить одной фразой из романа "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова: "Статистика знает все!"

     Сегодня трудно найти сферу экономической деятельности и повседневной жизни людей, где бы не применялась статистика. К статистике, её методам и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и т.д.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие научно-обоснованных управленческих решений, невозможна оперативная работа в любой области профессиональной деятельности.

     Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как обширного и надежного первоисточника данных, но и столь же мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и грядущего развития окружающего мира. С помощью статистических методов можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

     Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицированно, полно и объективно, чем статистика.

     Вместе с тем, история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом её использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, как средства сокрытия правды.

     Этим во многом объясняются многочисленные нелестные эпитеты адресованные статистике, скептическое отношение к официальным статистическим данным. Известно, например, изречение английского государственного деятеля и писателя Б. Дизраэли: "Имеются три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" (Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой.- М.: Финансы и статистика, 1982.-С.15.)

     Распространенное представление о возможности доказать любое явление с помощью статистики, конечно, слишком преувеличено, но и не лишено основания, т.к. статистические методы анализа данных, будучи безупречными с научно-методологической точки зрения, имеют каждый строго определенные условия и границы применения. Даже незначительное нарушение этих условий и границ может привести к недостаточно объективной статистической информации и, следовательно, неправомерным заключениям и выводам о состоянии и тенденциях развития изучаемого явления.

     Ввиду этого, при изучении статистической методологии от студента требуется не только овладеть принятыми в отечественной и международной практике статистическими методами, но и научиться правильно их применять в анализе и оценках того или иного конкретного социально-экономического явления или процесса.

     2. Преподавание статистки в экономическом вузе преследует две основные цели.

     Первая - освоение студентами статистической методологии, позволяющей решать конкретные прикладные задачи экономико-статистического анализа в различных сферах экономической деятельности и социальных отношений (в том числе с применением компьютерной техники).

     Другая (не менее важная) цель - повышение общего уровня статистической культуры студентов, т.е. повышение уровня аналитического и алгоритмического мышления студентов при проведении экономико-статистического анализа данных, умения самостоятельно изучать научную литературу по проблемам приложения статистических методов в экономике и социальной сфере.

     Изучаемая дисциплина состоит из двух разделов - теории статистики и социально-экономической статистики.

     Теория статистики - наука, разрабатывающая понятия и категории статистики, методы сбора, обработки, обобщения и анализа данных, характеризующих массовые общественные явления, а также методы анализа взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических процессов.

     Предмет изучения социально-экономической статистики - количественная оценка, обобщение и истолкование системы показателей, характеризующих уровни, структуру, динамику и взаимосвязи социально-экономических процессов с целью выявления общих закономерностей развития национальной экономики, ее отдельных звеньев (отраслей, секторов, предприятий), а также социальной сферы.

     В ходе изучения статистики ставятся и решаются следующие задачи:
  • овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для оценки состояния и выявления тенденций, закономерностей и особенностей развития экономики и социальной сферы;
  • освоение системы национального счетоводства, как основополагающей базы современной рыночной экономики, а также и других стандартов, принятых в международной практике учета и статистики;
  • овладение современными методиками сопоставления статистических показателей финансово-экономической деятельности;
  • освоение методики проведения статистических расчетов с применением компьютерной техники.


     Таким образом, основной принцип, лежащий в основе изучения статистики, состоит, с одной стороны, в повышении уровня фундаментальной статистической подготовки студентов, а с другой - в усилении ее прикладной направленности.

     Эффективное изучение дисциплины предполагает знание студентом основ экономической теории, математической статистики, информатики как дисциплин, предшествующих преподаванию статистики.

     Знания статистической методологии и практические навыки проведения экономико-статистических расчетов (включая использование компьютерной техники), приобретенные Вами в результате изучения курса, будут полезны Вам в дальнейшей учебе при освоении специальных дисциплин профессиональной подготовки - в курсах экономического и финансового анализа, менеджмента, маркетинга, экономики труда и др., при написании курсовых работ и выполнении выпускных квалификационных работ.

     3. Методическое обеспечение дисциплины "Статистика" включает следующие учебно-методические материалы.
  1. Программы курса статистики. Для студентов различных специальностей кафедрой статистики разработаны разные программы, соответствующие действующим Государственным образовательным стандартам:

    Специальность Год издания Количество тем
    Финансы и кредит 2004 21
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит 2004 21
    Экономика труда 2004 17
    Маркетинг 2004 16
    Государственное и муниципальное управление 2004 13
    Менеджмент организации 2004 16


  2. Учебное пособие: Гусаров В.М. Статистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 2003, 2006.
  3. Учебное пособие: Гусаров В.М. Теория статистики.- М .: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  4. Практикум по статистике: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Симчеры В.М. - М.: Минстатинформ, 1999.
  5. Записанная на носителе компьютерная обучающая программа (КОПР) по дисциплине "Статистика".
  6. Методические указания по выполнению курсовых работ. Для студентов различных специальностей кафедрой разработаны методические указания, соответствующие различным программам курса статистики:

    Специальность Год издания Количество тем
    и вариантов заданий
    Менеджмент организации, экономика труда 2002,2003 20
    Государственное и муниципальное управление 2004 15
    Финансы и кредит 2005 29
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит 2006 25
    Маркетинг 2007 20


  7. Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ. Часть 1. Комплексное использование статистических методов при проведении анализа данных.-М.: ВЗФЭИ, 2007 г.
  8. Методические указания по выполнению лабораторной работы №1 "Автоматизированный априорный анализ статистической совокупности в среде MS Exсel".- М.: Вузовский учебник, 2005 г.
  9. Методические указания по выполнению лабораторной работы №2 "Автоматизированный корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи статистических данных в среде MS Exсel".- М.: Вузовский учебник, 2006 г.
     Поясним назначение каждого из перечисленных учебно-методических материалов.

     [1] - В программе курса статистики изложены цели и задачи дисциплины, указано ее место в учебном процессе, раскрыто содержание дисциплины (включая лекционный курс, практические и лабораторные занятия), тематический план, цели выполнения курсовой работы Наличие различных программ по статистике для студентов разных специальностей обусловлено существенными различиями в содержании раздела "Социально-экономическая статистика" в Государственных образовательных стандартах по статистике для разных специальностей.

     [2,3] - В учебных пособиях изложены основные положения учебного материала по курсу статистики, иллюстрируемые примерами по каждому из разделов и тем курса. В случае отсутствия в пособиях [2,3] необходимой информации по той или иной теме программы курса, студенту следует обратиться к другим учебникам или учебным пособиям, указанным в списке литературы на сайте кафедры.

     [4] - В практикуме представлены задачи по трем основным разделам курса статистики - теории статистики, макроэкономической статистики, статистике предпринимательства. Отличительной особенностью практикума являются краткие методические указания по расчету показателей и решению типовых задач, а также задачи, предназначенные для самостоятельного решения.

     [5] - КОПР призвана оказать Вам максимальную помощь в усвоении курса с тем, чтобы в наибольшей степени восполнить отсутствие у студентов дистанционной формы обучения аудиторных занятий и, как следствие, отсутствие соответствующих контактов с преподавателем. По существу, КОПР - это электронный вариант учебного пособия, который включает необходимый для понимания статистической методологии минимум теоретических положений, определений, поясняющих и иллюстративных примеров.

     [6] - Методические указания по выполнению курсовых работ учитывают различия в Государственных образовательных стандартах по статистике, ввиду чего их тематика дифференцировала для разных специальностей. В методических указаниях к КР изложены цели и задачи КР, структура КР, представлен список тем КР, изложена типовая структура расчетной части, даны индивидуальные варианты заданий расчетной части, сформулированы требования к оформлению КР, представлены образцы выполнения и оформления аналитической части, приведен список литературы.

     [7] - Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов курсовых работ обеспечивают студентов методикой проведения статистического анализа данных в соответствии с заданиями вариантов расчетной части КР, а также предоставляют образец выполнения и оформления этих заданий при подготовке студентом курсовой работы.

     [8,9] - Методические указания к выполнению двух частей компьютерной лабораторной работы (нацеленной на освоение студентами компьютерной технологии статистических расчетов) содержат алгоритмы проведения компьютерных расчетов, а также стандартные форматы отчетов по выполненным работам.

     Дополнительная учебная литература, перечисленная в учебниках и методических указаниях к КР, имеется в библиотеках ВЗФЭИ.

     Кроме перечисленных учебно-методических материалов, студенты имеют доступ к материалам, размещенным на сайте кафедры по адресу



     Учебно-методические материалы сайта кафедры включают следующие разделы.
1. Литература по курсу статистики (обновляется по мере появления новых учебных пособий и практикумов):
  • Для студентов специальностей "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит",
  • Для студентов специальностей "Менеджмент организации", "Экономика труда", "Маркетинг", "Государственное и муниципальное управление".
2. Методическое обеспечение выполнения курсовых работ (обновляются по мере подготовки новых методических материалов):
  • " Требования к содержанию и структуре теоретической части КР.
  • " Лекционные материалы по социально-экономической статистике, рекомендуемые для использования при написании теоретической части КР.
  • " Адреса сайтов, полезные для поиска статистических материалов к теоретической части КР.
  • " Рекомендации к выполнению расчетной части КР (электронная версия издания [7]).
  • " Несколько образцов выполнения и оформления аналитической части КР.
3. Методическое обеспечение компьютерной лабораторной работы (обновляется по мере внесения изменений в алгоритмы, включения новых лабораторных заданий):
  • Информация для студентов по организации выполнения лабораторной работы.
  • Файл с макетами результативных таблиц, заполняемых в процессе выполнения лабораторной работы.
  • Файл с алгоритмами компьютерных расчетов.
  • Файл со стандартными форматами отчетов к двум частям лабораторной работы.
4. Раздаточные материалы по лекционному курсу (обновляется по мере появления новых материалов):
  • Файлы с иллюстративными материалами - таблицами, графиками, формулами и т.д.
  • Лекционные материалы, ориентированные на самостоятельное освоение тем и разделов курса, а также на использование при написании теоретической части КР.
     Обращаясь на форум кафедры, студенты могут задавать преподавателям интересующие их вопросы по содержанию курса статистики, его освоению, учебно-методическим материалам, подготовке курсовых работ и выполнению лабораторных работ.

     4. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов над выполнением курсовой работы.

     Курсовая работа выполняется в соответствии с методическими указаниями [6] и включает 3 части - теоретическую, расчетную и аналитическую.

     Первая часть работы - теоретическая - предусматривает раскрытие выбранной студентом темы на основе литературных источников в рамках учебной программы.

     Вторая часть курсовой работы - расчетная - включает выполнение статистических расчетов по заданному варианту расчетной части КР.

     В аналитической части студент проводит небольшое статистическое исследование по теме КР, самостоятельно сформулировав задачу анализа данных. Данные могут быть заимствованы из различных статистических сборников, сайтов сети Internet или по месту работы студента.

     При выполнении и оформлении КР Вы должны строго соблюдать требования, изложенные в "Методических указаниях по выполнению КР" [6].

     Начинать выполнение КР надо с детального ознакомления с методическими указаниями, где содержится перечень тем теоретической части и варианты заданий расчетной части КР.

     Выбор темы осуществляется на основании приведенной в "Методических указаниях" [6] таблицы. Однако Вы можете выбрать не стандартную тему, а тему из кафедрального перечня тем, рекомендованных студентам для свободного выбора, или же предложить свою индивидуальную тему, связанную с вашей профессиональной деятельностью.

     При выполнении КР по выбранной теме следует руководствоваться учебно-методическими материалами к КР, размещенными на сайте кафедры:
  • требованиями к содержанию и структуре теоретической части КР,
  • методическими рекомендациями к выполнению статистических расчетов КР,
  • образцами выполнения и оформления аналитической части.
     Курсовая работа оформляется с использованием текстового редактора и других компьютерных средств. Требования к оформлению изложены в "Методических указаниях по выполнению КР" [6].

     Как показала практика, выполнение лабораторной работы и подготовка курсовой работы по дисциплине "Статистика" закладывают необходимую основу для применения статистических методов в дальнейшей учебной и профессиональной работе студентов-заочников ВЗФЭИ.

Кафедра статистики желает Вам успехов на нелегком пути освоения курса статистики!


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Государственное и муниципальное управление")


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Маркетинг")


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Экономика труда")


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"), 2004/2005 г.


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Менеджмент организации")


>>> Экзаменационные вопросы по дисциплине <<<
(для студентов специальности "Финансы и кредит")



Список литературы по дисциплине

       Основная литература: (имеется в библиотеке ВЗФЭИ)
  1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
  2. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1999.
  3. Сироткина Т.С., Каманина А.М. Основы теории статистики: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1995, 1996.
  4. Статистика: Учеб. пособие/А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005.
       Дополнительная литература:
  1. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда: Учебник. - М.: Дело и сервис, 2001.
  2. Башкатов Б.И. Практикум по международной статистике труда: Учеб. пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.
  3. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. - М.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2003.
  4. Григорьева Р.П., Басова И.И. Статистика труда: Конспект лекций. - СПб.: изд-во Михайлов В.А., 2000.
  5. Гусаров В.М. Статистика: Учеб пособие/ В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Еремина Н.М., Маршалова В.П. Статистика труда: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. Кожухарь Л.И. Основы общей теории статистики. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  8. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. В.С. Мхитаряна. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
  9. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Новое Издание, 2002.
  10. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.
  11. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учебн. пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  12. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  13. Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.
  14. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. -М.: Финансы и статистика,2005.
  15. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей: Учебник. - М.: Финансы и статистика. 1999.
  16. Пудова Н.В. Статистика рынка: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2002.
  17. Региональная статистика: Учебник / Под. ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  18. Салин В.Н., Медведев В.А., Кудряшова С.И., Шпаковская. Е.П. Микроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.
  19. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Практикум по курсу "Статистика" (в системе STATISTICA). - М.: Социальные отношения, Перспектива, 2002.
  20. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.
  21. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  22. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов (Под ред проф. Б.И. Башкатова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.
  23. Статистика: Учебник/Под ред. проф. И.И. Елисеевой. - М.: Витэрм, 2002.
  24. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/Под. ред. Беляевского И.К. - М.: Фининсы и статистика, 2004.
  25. Статистический словарь. - М.: Финстатинформ, 1997.
  26. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. -М.: Финансы и статистика, 2001; 2003;2006.
  27. Теймурова Т.Ю., Клизогуб Л.М. Финансовая статистика: Учебное пособие/Под. ред. Теймутовой Т.Ю. - Калуга: ЭЙДОС, 2003.
  28. Финансовая статистика: Учебное пособие/Под. ред. Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  29. Экономика и статистика фирм: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  30. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  31. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Инфра-М, 2003.
  32. Издания Росстата:
       a. Российский статистический ежегодник. Официальное издание.
       b. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник.
       c. Социальное положение и уровень жизни населения России.
       d. Регионы России.
       e. Сфера услуг в России.
       f. Демографический ежегодник России.
       g. Социально-экономическое положение России (ежемесячный доклад)
       h. Вопросы статистики. Ежемесячный научно-информационный журнал.
  33. Интернет-сайты Росстата, Минфика РФ, Банка России и др.


















Вверх       

 
© Собственность ВЗФЭИ,          Webmaster:webmaster@vzfei.ru